Имя *:
E-mail *:
Телефон:
Загрузить файл (< 2mb):
Загрузить файл :
Загрузить файл :
Код Youtube :
Сообщение:
Защитный код *:
  
В случае войны с Россией вы лично:
 
 
 

Ответили: 446
Случайные фото:
Латвийские новости:

Разворот на восток: похоже, Европа фатально ошиблась с Тихановской

   
 
Посольство Литовской республики в центре Минска,
    в симпатичном особняке на улице Захарова, 68,
    замерло в достаточно неопределенной ситуации.
    Там меньше дипломатов чем было, и меньше улыбок… 

    В Вильнюсе уже понимают, что массовые прошлогодние протесты против действующего президента Беларуси Александра Лукашенко навсегда остались в прошлом и скорее всего, создали негативный эффект литовско-белорусских экономических отношений. С другой стороны, в вильнюсском отеле Hilton и других локациях литовской столицы продолжают жить за счет бюджета Литвы политические эмигранты. Программы поддержки оппозиции не свернуты окончательно, белые флаги с красной горизонтальной полосой никто из политиков Литвы не осмеливается называть флагами капитуляции.
   
Сдаваться народ не умеет
Время революционной эйфории ушло безвозвратно. В Литве задумались об экономической ценности восточного соседа. Сегодня, спустя три квартала после громких выборов 9 августа 2020 года, многим, если не всем, абсолютно очевидно, что протестные карты движения БЧБ биты. Светлана Тихановская, которую я видел в сентябре прошлого года на пресс-конференции в гостинице Marriott Courtyard, очень устала. Устали все, если честно, но больше всего ситуация нервировала экономический сектор, связанный с кроссграничным транзитом и инвестициями. Сейчас - лучшее время отставить в сторону политические декларации и задуматься над дорожными картами экономического сотрудничества Литвы и Беларуси.
    Объективно говоря, политика наших пограничных государств всегда была политикой компромиссов. Не одно уже поколение литовских парламентариев сделало карьеру на антибелорусских декларациях, в том числе по опасности Белорусской АЭС, находящейся в часе езды от Вильнюса. Тем не менее Литва в 2021 году импортирует из Беларуси электроэнергии на 11 млн евро каждый месяц. Стивидоры в Клайпедском морском порту на протесты сторонников Тихановской на улицах белорусских городов смотрели с ужасом еще в августе прошлого года - бизнес любит тишину.
    Очевидно, если 9 августа оппозиция не смогла мирными способами взять власть, поддержка уличных протестов могла жестоко ударить по перевозкам Клайпеды. Директор порта Альгис Латакас констатирует, что обработка белорусских грузов в Клайпеде колеблется от 32% до 35% от всего грузопотока - в первую очередь это нефтепродукты и минеральные удобрения. Если учесть объем контейнерных перевозок, включая контейнеры минского индустриального парка “Великий Камень”, данный показатель достигнет 37%. Это более 17 млн тонн в год от объема 47,7 млн тонн, которые обработал крупнейший морской порт Балтии в 2020 году.
    Было больше... с сожалением я вынужден поправиться. Стивидорная компания Klaipedos nafta раньше традиционно перегружала продукты экспортного предприятия "Белорусская нефтяная компания" (БНК). В этом году стивидор признал, что не надеется получить грузы БНК. После подписания Беларусью и Россией 19 февраля соглашения, согласно которому в течение трех лет через российские порты будет отгружено 9,8 млн тонн белорусских нефепродуктов. Речь идет о мазуте, бензине и масле. Этот опасный для Литвы договор действует до конца 2023 года с возможностью автоматического продления. Сейчас клайпедские терминалы стоят недозагруженными, это печально. БНК сообщает, что с марта до конца 2021 года через российские порты на Финском заливе будет отгружено как минимум 2 млн тонн.
    Министр транспорта Марюс Скуодис признал, что приходится сожалеть, что действия Беларуси в данном случае подкреплены не экономическими, а политическими аргументами, и что разворот в сторону Усть-Луги негативно скажется на рентабельности Клайпедского порта и на Литовских железных дорогах. Потеря еще 10 миллионов тонн грузов по году удобрений “Беларуськалия”, обрабатываем в Клайпеде, для экономики Литвы стала бы окончательной экономической катастрофой.
    Как мы уже говорили, политика, это искусство меневрирования. Вильнюс согласен пойти на уступки и показать (в определенных размерах, конечно) компромиссность, уступчивость и лояльность, лавируя между поддержкой демократических преобразований в Беларуси и сохранением собственной экономики. Ситуация, в общем-то, накаляется и стала бы абсолютно патовой, если бы белорусы могли как волшебники переместить экспорт калийных солей в Латвию, Эстонию или проще всего, в Россию так же легко, как ушел из Клайпеды бензин БНК. Премьер-министр Литвы Ингрида Шимоните осознает это очевидно, декларируя призывы к свободе в Беларуси, практически те же, что звучали в августе прошлого года.
Давление и противостояние
Очевидно, сейчас - не август 2020-го. Белорусская вертикаль показала высокий запас прочности, и дальнейшее давление приведет только к еще более сильному развороту в сторону России. Это признают даже системные критики политики президента РБ Лукашенко, как главный эксперт, координатор научного направления Национального центра стратегических инициатив «Восток — Запад» (с 1998 Аналитический центр «Стратегия») и обозреватель белорусской редакции “Радио “Свобода” (основной медийный ресурс США в Беларуси) Валерий Карбалевич. Он считает, что Европейский союз также имеет сложности с давлением на Минск.
    «Санкционный пакет до сих пор не принят не потому, что ЕС изменил свою позицию в отношении Белоруссии. Во-первых, 27 государствам ЕС трудно найти консенсус, во-вторых, ЕС сегодня как единая структура слабее выглядит, чем это было лет 10–15 назад, в-третьих, есть фактор геополитики – боязнь получить в Белоруссии вторую Украину. И наконец, предыдущие опыты санкций не дали того результата, на который они были рассчитаны”, - заявил эксперт.
    К сказанному стоит добавить, что Карбалевич в своем экспертном заключении не учитывает огромных ресурсных возможностей Москвы. На наших глазах Беларусь и Россия были объединены в Союзное государство, обе страны с 2015 года входят в Евразийский экономический союз и интегрируются так тесно, что это невозможно в проекте ЕЭС в Европейском союзе. Теперь Россия и Беларусь близки к окончательной унификации своих национальных законодательств в рамках развития проекта ЕАЭС: согласованы 28 из 30 союзных программ. Уже этим летом работа может быть завершена полностью.
В 2020 году Беларусь заняла третье место (28,5 млрд долларов) среди внешнеторговых партнеров России после Китая (104 млрд долларов) и ФРГ (42 млрд долларов). Республика получает из России 85% всех нефтегазовых поставок, в рамках ЕАЭС работают 50 российско-белорусских крупных промышленных объектов, а на территории РБ зарегистрировано более 2200 российских компаний. Прямое, в том числе санкционное давление запада на Беларусь и политические декларации поддержки оппозиционеров из числа политических эмигрантов, как Латушко и Тихановская, только все больше и больше толкают Минск в сторону Москвы.
Недавняя московская встреча президентов Лукашенко и Путина длилась 3,5 часа и только подтвердила тот факт, что запад стремительно теряет пульт от управления белорусской реальностью. Исправить ситуацию способна лишь высокая политическая гибкость, но есть ли на это силы и желание? Стоила ли этого Тихановская, или она оказалась пешкой в руках Кремля, резко эволюционировавшего под давлением запада при  отсутствии западных финансовых возможностей способного в очень крутого политического игрока, оторвавшего Беларусь от западной коллективной демократии? Путин, похоже, снова оставил нас с носом, как говорится в русской пословице.
    Саулюс Шиманас

Добавить комментарий:

YouTube видео (HTML код - iframe):



  
Осталось символов: 2000 / 2000

Недавно состоялась крайне интересная конференция в Полоцком государственном университете, посвященная судьбе земель, перешедших в Российскую империю в результате разделов Речи Посполитой. Объективное осмысление данных событий, конструктивный диалог относительно их значения должны быть продолжены и в этом году.
Наш край хранит множество исторических тайн. К одной из них автор этих строк прикоснулся, проезжая по железке между Даугавпилсом и Резекне. Менее чем в полчаса от города располагается станция «Вишки», построенная ещё в 1860-м году по пути только открытой Петербургско-Варшавской железной дороги. Правда, тогда станция носила название «Дубно».
Президент Литвы Гитанас Науседа в своей статье заявил, что Вторая мировая война для Литвы, Латвии и Эстонии началась 23 августа 1939 года, в момент подписания договора Молотова – Риббентропа.